К основному контенту

#соразвит14. Тема 2. Персональная/профессиональная сеть.



Тезисно:

PLE - неформальная сеть для ОБМЕНА  знания между людьми с общими учебными целями. Достижение учебных целей происходит в результате объединения связей между элементами, причем элементы PLE - не только сообщества, конкретные люди, но и источники (базы данных, сайты и т.д.)
Для формирования PLE необходиы навыки 21 века как умение анализировать информацию, критическое мышление, сотрудничество, активность, самостоятельность, ответственность).
Формирование PLE подразумевает использование инструментов для агрегации и распространения информации и требует постоянной включенности в процесс обработки  и продуцирования.
Понравился вопрос о том, где заканчивается персональное пространство и начинается общее учебное пространство. Соглашусь с тем,что как только мы начинаем отдавать свои знания в Сеть, здесь и заканчивается персональное пространство. При этом в условиях коннективизма фактором, развивающим нашу персональную учебную сеть, является не новизна идей, а желание делиться ими в сообществах

У Владимира Нюренберга нашла замечательную схему
 http://p2p-learning.blogspot.ru/2014/07/codew14.html

 
На мой взгляд, она действительно отражает эту разницу.Добавлю лишь,что "улучшение существующих или формирование новых навыков" не предполагает высокую мотивацию участников, тогда как второе  - невозможно без самомотивации.

Очень интересно об алгоритме научения в Сети http://funofteaching.tumblr.com/post/47945152030/learning-on-demand

1. Почувствовать возможность

"Эмоциональная реакция в ситуациях, связанных с неопределенностью, — когда непонятно, что именно нужно делать, — имеет ключевое значение." 
В какой-то момент я почувствовала, что в профессиональной деятельности стала упираться затылком в потолок (несмотря на постоянное повышение квалификации в виде семинаров, обучения в колледже, институте), что я хожу по кругу. Создавалась ощущение, что в профессии существует параллельная колея,по которой трамваи идут мимо меня.

2. Сформулировать потребность

Возникла потребность найти что-то новое, отличное от презенташек и видеоотчетов.
Так, в библиотечной группе в Одноклассниках я  прочла о бесплатной возможности создания библиотечных блогов. Это стало открытием. По сути, здесь и началось формирование персональной учебной среды, поскольку происходило общение с коллегами в Сети, изучался опыт, которым они делились  в Сети, представлялись собственные результаты работы в блоге. Правда, при изучении опыта коллег в блогосфере чаще возникало чувство, что всё это мы проходили. Так, например, формат БиблиоНочи был реализован нами еще задолго до..., в 2007 г., при этом мы сами вдохновились опытом других библиотек. То  есть часто это был изобретенный велосипед.
3. Определить предметную область
"Прежде, чем искать необходимые для обучения ресурсы, важно определить предметную область. Любые сведения о задачах и дисциплинах, непосредственно относящихся к интересующему нас навыку, позволят хоть как-то ориентироваться в новом контексте."
Поэтому меня интересовали принципиально новые подходы в работе с читателем, новый инструментарий (ведь есть еще что-то,  кроме PowerPoint). Мысли материальны, и вскоре в блоге виртуальной коллеги я увидела приглашение в первый обучающий курс ВикиСибириады.
4. Найти ресурсы и экспертов
"Важно искать не только информационные ресурсы, но и профессиональные сообщества. Общение с экспертами позволит скорректировать собственную траекторию и значительно сэкономит время." 
ВикиСибириада - это учебная сеть, включающая в себя и сообщество людей со схожими учебными целями, и информационные ресурсы,  и экспертов.Причем все это работает в лишь в связке - участники, обучающие кейсы и эксперты, направляющие блуждающих в потемках новичков.

5. Разобраться с «интерфейсом»

"У любого информационного ресурса, как и у любого сообщества, есть свой «интерфейс». Понять и использовать «интерфейс» ресурса (информационную архитектуру) значит сделать его частью персональной учебной среды, а понять и использовать «интерфейс» сообщества (архитектуру участия) значит сделать участников сообщества частью персональной учебной сети."
В данном случае - это вики, наиболее ориентированная на коллективное взаимодействие. Освоение вики  стало точкой доступа в профессиональное сообщество
6. Научиться
"Необходимо потрудиться: осмыслить новое и приобрести минимальный опыт. Иногда бывает достаточно понять некий принцип и, вооружившись инструкциями, перейти к следующему шагу. "
В моем случае это было понимание широких возможностей коллективного взаимодействия в викисреде - все учатся со всеми, происходит активный обмен информацией, перенимается опыт, каждый вносит свой вклад в развитие сообщества. Сейчас понимаю, что каждый из нас в ходе различных Мк, конкурсов, создания обучалок развивал в том числе персональные учебные сети других участников сообщества.В этом фишка  коллективного взаимодействия - развивая свои познания и навыки, мы обогащаем и чужой опыт.При этом нет проигравших. Поэтому умение отдавать в Сеть - один из важных навыков современного пользователя.
7. Использовать
Реальное использование навыка начинается в контексте той ситуации, которая сподвигла к его приобретению. Это своего рода экзамен, свидетельствующий о результативности обучения.

Непосредственно  работа с читателем с использование новых подходов,  с применением полученных знаний и навыков - в своем роде история успеха библиотекаря и библиотеки, которая подтверждает результативность  пройденного обучения. 

Не сильна в скетчноуте, но попробовала  набросать сеть своих профессиональных сообществ, которые формируют мою персональную учебную среду (желтым - регулярное, постоянное обучение, голубым - обучение проходило единожды).При этом попыталась обозначить связи между сообществами (это и коллеги, и использование знаний и навыков, и информационные ресурсы, переносимые из одного сообщества в другое ). Соцсети стоят в сторонке, поскольку это отдельные каналы коммуникации, которые отвечают за обмен знаниями применительно к любому из упомянутых сообществ)




Вопросы для размышления:

  • Персональная учебная сеть  просто дополнение к формальной системе повышения квалификации или современная альтернатива? 
Для себя определила персональную учебную сеть, включающую две подсистемы  - обучение в реальном пространстве (это формальное повышение квалификации, информальный и неформальный обмен опытом  с коллегами по работе) и виртуальная подсистема (она же позволяет неформально повышать свою квалификацию и развиваться профессионально в соответствии с потребностями и интересами). То есть персональная учебная сеть - включает в себя и формальную систему ПК. Нельзя исключить одну из подсистем, обучение  должно обогащать в независимости от того, в реальности оно происходит или в виртуальной среде.
  • Не переоценивают ли значение персональной учебной сети, называя ее атрибутом профессионала высокого уровня?Однозначно сказать не могу, но думаю, что специалист, способный самостоятельно формировать свою персональную учебную среду, намечать цели, достигать их, добиваясь определенных результатов, умеющий критически оценивать информацию и открыто делиться опытом в Сети  - это специалист, обладающий ценными навыками 21 века. Думаю, что способность работать именно таким образом порождает профессионалов. 

Комментарии

  1. Интересно! Очень понравилась мысль: "развивая свои познания и навыки, мы обогащаем и чужой опыт. При этом нет проигравших".

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, спасибо за описание интересного пути к персональной учебной сети, меня удивил ваш опыт повышения квалификации. "Обучение в реальном пространстве (это формальное повышение квалификации, информальный и неформальный обмен опытом с коллегами по работе) ..."
    Неужели очное обучение для вас всегда проходит формально, зачем тогда вы на него идете? или на Камчатке малый выбор обучающих семинаров?

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо,Вячеслав!под термином "формальное" обучение я предполагаю формулировку К.Л.Бугайчука
    "Формальное обучение происходит в образовательных учреждениях (согласно определенным целям обучения) в организованном структурированном контексте и ведет к сертификации]. Под сертификацией чаще всего понимается выдача официального документа о присвоении образовательно-квалификационного уровня, который признается государством и чаще всего является основанием приема на работу или назначения на официальную должность (аттестат, диплом об окончании Вуза)"

    Именно в этом контексте использовала в тексте.Вообще уровень проведения обучающих мероприятий для библиотечных специалистов в крае на хорошем уровне.Но их не так много,особенно по Икт.Именно этого не хватает.Поэтому дистанционные курсы ВикиСибириады в духе коннективизма стали свежим глотком воздуха.

    С другой стороны,каким бы ни было актуальным обучение,всегда найдутся те,для кого оно является просто формальностью)))

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Курс Куратор контента. Неделя 2: Я - куратор содержания

Будучи библиотечным (читать: информационным) работником, могу сказать,что онлайн-курирование в нашей отрасли вырастает из библиографирования и аналитики информационных массивов и ресурсов. Схожие навыки, процессы,и вся та же необходимость получения достоверной, актуальной, понимаемой, а значит, ценной информации, чтобы в дальнейшем предложить ее другим.

Вспомнилась застарелая фраза про библиографа - навигатора в мире информации (так сказать, штурмана в океане интересных книжек))))

Из трех предложенных типов кураторов могу отнести себя к типу увлеченных кураторов (если вообще могу назвать себя куратором - чаще пользуюсь чужими плодами он-лайн курирования). Меня интересуют ссылки по теме электронного обучения, дванольных инструментов, и всё новое и интересное,что я могу применить в своей библиотечной работе.

Как куратор содержания я собираю информацию из множества  источников, собранных различными методами, обличая в различные визуальные формы (это могут быть газеты paper.li. жемчужные де…

"Методы использования виртуальных миров в образовании": обучение в 3Д-реальности

Ну вот, с возвращением в блог, блудная дочь!
Ибо появилось то,о чем хочется говорить писать взахлёб! Ибо луч света в буднях библиотекаря на фрилансе и то, от чего захотелось танцевать жить и работать во благо Отечества!
    Теперь вместо подготовки к экзамену пытаюсь оформить свои мысли.
С 18 ноября по приглашению Марины Ефимовны Вайндорф-Сысоевой в качестве слушателя принимаю участие в курсе "Методы использования виртуальных миров в образовании" (преподаватель М.Н.Морозов). Обучение проходит в 3D- реальности, в виртуальном мире vAcademia

О ресурсе.


vAcademia ‑ это образовательный виртуальный мир. В виртуальном мире учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, преподаватели и студенты присутствуют на занятии в виде трехмерных персонажей ‑ аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное живое. Уникальные возможности виртуальных миров способствовали быстрому росту их применения в университетах и компаниях по всему миру. По сравнению с другими виртуаль…

Год 2015: что было,что будет,чем сердце успокоится (?)

Итоги года принято подводить в декабре, но решила подвести их именно сейчас, практически по китайскому календарю. Просто потому что так логически верно.
   Год it-библиотекаря был насыщенным, свершений в нем гораздо меньше, но, наверное, это период, когда мы от количества пошли к качеству. Весь год с чувством усталости, поиска смысла во всём,что делаешь, расстановки приоритетов: личных и профессиональных.
   Год прошел под знаком Методиста, передачи своих каких-то знаний-умений-навыков библиотекарям и педагогам.

Что в родной библиотеке:
   Следуя должностной инструкции переписала сайт нашей ЦБС, изменив его концепцию с сайта-"визитки" на информационный сайт, главными особенностями которого стали информативность, актуальность, систематизация краеведческих данных. Ну и чуть-чуть красоты.  В апреле впервые провели Тотальный диктант в ВилючинскеБлагодаря вебинару "Новые издания о войне на книжной полке подростка" в проекте Викисибириады "Книжный шкаф" вдохн…