К основному контенту

О роли педагога-библиотекаря в смешанном обучении

1.    Урок или антиурок?
Мой опыт “смешивания” форматов начался еще в “непедагогический” период, во время работы в общедоступной детской библиотеке. Когда мы начинали это делать, практически на ощупь, не было знания о трендах в образовании, о смешанном обучении и пр., просто хотелось проводить что-то интересное для подростков, отличающееся форматом, подходом и уходом от классно-урочно-партовой системы. Ведь дети идут в библиотеку во внеурочное время.

Еще. Когда ребенок идет на урок, это в некоторой степени императив - “потому что нужно”. И качество подачи материала на уроках бывает разное.Но ученик всё равно пойдет на урок.

Поход ребенка в библиотеку на урок - дело добровольное.И если будет неинтересно, он больше не придет, либо педагог, сотрудничающий с библиотекой - в следующий раз не приведет свой класс.

По сути библиотека должна предлагать нечто альтернативное, иногда противостоящее самому уроку, такой “антиурок”, где всё по-другому и основано на добровольном участии.
Значит, большое внимание нужно уделять мотивации детей и вовлеченности. И вообще,важно чтобы занятие было не “проверятельное”,а познавательное и развивающее,пробуждающее интерес к изучению предмета.
Но в то же время, формат внеурочки и межпредметности дает библиотекарю гораздо большие возможности для проектирования “антиурока” в библиотеке.

2.Библиотека как метанадстройка
 И здесь плавно переходим к роли педагога-библиотекаря в образовательном учреждении. При всех попытках по старинке свести библиотечный урок к продолжению урока литературы, библиотека - пространство межпредметное и метапредметное.
У каждого учителя - своя предметная область, в рамках которой он преподает. Географ преподает географию, математик - алгебру и геометрию, филолог - русский язык и литературу. Какова предметная область у библиотекаря?
Его предметная область - информационная грамотность, с приходом Сети в нашу жизнь это МЕДИА-информационная грамотность. Это те самые метапредметные навыки по ФГОС. И в библиотечных уроках через предметное содержание (а это может быть как внеклассное чтение, так и уроки мужества в памятные дни, а может быть, и мероприятие про кошек) нужно выходить на метапредметное и личностное.Потому что это именно то, с чем ученик выйдет из школы. Спустя годы, он уже не вспомнит о чем, был урок, но вспомнит, как дружно они выполнили задание в своей группе, как переживали, защищая свои работы, и что вообще-то научились коллективно работать в гуглдокс именно в тот день.

Так библиотека становится нужным функционирующим элементом в школе, интегрируется в образовательную деятельность школы, представляя из себя некую мета-надстройку, присутствующую в разных предметных областях и не только в стенах библиотеки.

3. Электронные ресурсы как инструмент обучения.

Именно использование электронных ресурсов в обучении, а также использование образовательных технологий, интерактивных методов работы с детьми позволяет уйти от “проверятельности” (когда ребенок напрягается от того,что его сейчас будут оценивать), от классно-урочно-партовой системы, спроектировать занятие таким образом, что электронные ресурсы становятся инструментом для развития метапредметных и личностных навыков, а не центральным объектом изучения. Смешанное обучение для библиотекаря становится наиболее эффективным способом формирования медиа-информационной грамотности ученика (а это его главная задача).

4. Мемуары
Из удачного опыта (а неудачный тоже имел место, это постоянный эксперимент)

Первыми были мобильные уроки в классе (групповая работа) с использованием QR-кодов. А появление интерактивной доски в детской библиотеке спровоцировало бум на использование и создание собственных электронных и интерактивных ресурсов, таким образом расширило возможности библиотекаря в проектировании и проведении занятия.

Краеведческие квесты с использованием мессенджеров, QR-кодов уже стали регулярными и позволяют вовлечь учеников в познание истории города.(обучение вне стен класса, групповая работа)

В библиотеке школы 1540 (г. Москва) используем перевернутый метод в рамках внеурочного  проекта “Память семьи”, и по наблюдениям за детьми (10-16 лет), им больше становится интересна аудиторная работа (“отрыв от гаджетов”). В формате непринужденной беседы рассказываются семейные истории, в которых отражается вся история страны - от дореволюционного периода до современности. И придумываются новые истории за тематической образовательной настольной игрой. А дистанционная работа с электронными ресурсами становится вспомогательной, инструментом для взаимодействия вне стен библиотеки.

5.Один из примеров в собственном опыте, который объясняет роль библиотеки ОУ в смешанном обучении.
Библиотека МДЦ “Артек” участвует в реализации сетевых образовательных модулей (межпредметный формат обучения). В этих модулях именно библиотека отвечает за развитие таких навыков медиа-информационной грамотности у обучающегося и педагога, как навыки работы с информацией, критического осмысления и предоставления ее аудитории, технические навыки работы с ИКТ-инструментами для создания информационных продуктов, навыки коллективного взаимодействия для работы с информационными объектами, а также навыки грамотного использования объектов авторского права при использовании информации.
Пример урока по литературе в библиотеке (модель “Ротация станций”), 8-9 класс, тема “Рассказ Чехова “Тоска”. Хронометраж - 1 час.
При проектировании учитывали необходимость персонализации, достижения предметных целей в рамках учебной программы (что он узнает) и компетентностный подход (чему научится).
Необходимо учесть неоднородность детей. Дети, приехавшие на отдых в Артек, в пределах отряда - разного возраста, обучаются по разным программам и в разных классах. Уровень знаний по предмету может существенно отличаться. Специфика детского лагеря такова,  что у детей нет возможности готовиться к занятию предварительно. Соответственно, деятельность должна быть познавательной, исследовательской. Урок должен пройти в динамичной форме,со сменой ролей в группах.  
При проектировании опирались на таксономию Блума (последовательный переход “Знание/Понимание-Применение-Анализ - Оценка-Создание”)

Цель урока в смешанном обучении: развитие метапредметных и личностных навыков (медиа-информационной грамотности, коммуникативных навыков) через предметное содержание (продолжение знакомства с творчеством А.П.Чехова).

Задачи урока:
·         ознакомление с биографией и творчеством Чехова, в т.ч. крымский период его жизни, с особенностями короткой прозы Чехова,
·         развитие умения анализировать художественный текст
·         развитие навыков работы с информацией, в том числе с электронными ресурсами, навыков исследовательской деятельности
·         развитие навыков работы в команде - работа в группах, распределение ролей
·         развитие коммуникативных навыков -  навыки публичного выступления, участия в дискуссиях

В ходе урока:
1.    В начале занятия  - учитель в традиционной фронтальной форме знакомит с биографией Чехова. Повествованию сопутствует отображение на экране виртуального тура по музею Чехова в Ялте
  • Запоминание - Прослушать, просмотреть
  • Понимание - описать, объяснить
2. Далее дети делятся на группы и с помощью книг и электронных ресурсов готовят небольшие выступления по биографии и творчеству А.П.Чехова.
Используется электронный каталог библиотеки, ресурсы проекта “Арзамас”
Докладчики делают короткие сообщения о самом интересном среди найденной информации.
  • Понимание - Оценить, перефразировать, обобьщить
  • Применение - Исследовать, определить, отобрать
  • Анализ - Объединить, приоритизировать, сделать выводы,
  • Создание - подготовить речь, решить проблему.

3. Далее учитель литературы, используя технологию критического мышления, совместно с детьми зачитывает рассказ Чехова “Тоска” с обсуждением ключевых мест в повествовании.
Далее дети смотрят современную экранизацию рассказа. Через совместное обсуждение выясняют,в чем актуальность и злободневность Чехова.
  • Анализ - противопоставить, сделать выводы, соотнести
  • Оценка - вынести суждение, защитить, комментировать, обсудить, сделать заключение.
  • Создание - сконструировать, сформулировать.

4. Подводятся итоги, дети задают уточняющие вопросы, делятся своими отзывами об уроке в целом.
Анализ результатов:
·         Виртуальный тур и знакомство с экспонатами музея позволил не только со слов учителя познакомиться с биографией писателя, способствовал вовлечению, пробуждал интерес к изучению, а также готовил детей к предстоящей поездке в этот музей.
·         Самостоятельное исследование биографии писателя и выступление с докладами позволило закрепить материал у учеников, они получили эти знания через собственную деятельность, и это было эффективнее, нежели эту информацию в фронтальном формате зачитал бы педагог.
·         Современная адаптация рассказа позволила на примерах, более понятных ученику, объяснить, в чем актуальность и современность Чехова. Это стало понятно из обсуждения после просмотра видео.
  • Динамичная смена с фронтальной формы на групповую работу и на коллективное обсуждение, использование разных способов подачи информации (выступление учителя, просмотр видео и виртуального тура, работа с бумажной книгой и электронными ресурсами) способствовала вовлечению детей в процесс, здесь выводы делали они сами, а не учитель вместо них.
·         Групповая работа позволила детям самоорганизоваться, распределить роли “координатор”,“исследователи”, “спикер”. Каждый из них в своей роли чувствовал себя комфортно, выполняя свои задачи, и поэтому каждая группа справилась с заданием.
Изменилась роль учеников (по результатам рефлексии): вовлеченность в ходе урока,  ответственность учеников за выполнение заданий, удовлетворение учениками от коллективной работы в разных формах.
Изменилась роль педагога. Учитель и библиотекарь выполняли функцию координаторов и консультантов, лишь направляя учеников к заданной учебной цели и предлагая им разные способы изучения предмета.

Всё вышеописанное еще раз убеждает в том,что библиотека  в образовательном учреждении может стать востребованной, взаимодействуя с участниками образовательного процесса на равных. Она может стать некой образовательной “песочницей”, в качестве метанадстройки объединяющей всех. Нужно только научиться.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Курс Куратор контента. Неделя 2: Я - куратор содержания

Будучи библиотечным (читать: информационным) работником, могу сказать,что онлайн-курирование в нашей отрасли вырастает из библиографирования и аналитики информационных массивов и ресурсов. Схожие навыки, процессы,и вся та же необходимость получения достоверной, актуальной, понимаемой, а значит, ценной информации, чтобы в дальнейшем предложить ее другим.

Вспомнилась застарелая фраза про библиографа - навигатора в мире информации (так сказать, штурмана в океане интересных книжек))))

Из трех предложенных типов кураторов могу отнести себя к типу увлеченных кураторов (если вообще могу назвать себя куратором - чаще пользуюсь чужими плодами он-лайн курирования). Меня интересуют ссылки по теме электронного обучения, дванольных инструментов, и всё новое и интересное,что я могу применить в своей библиотечной работе.

Как куратор содержания я собираю информацию из множества  источников, собранных различными методами, обличая в различные визуальные формы (это могут быть газеты paper.li. жемчужные де…

Мастерская "Виртуальное портфолио библиотекаря": приглашаем к участию!

Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями-предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся. 
     Виртуальное портфолио библиотекаря, размещенное в Интернете и в комплексе отражающее сертифицированные достижения автора, может также содержать коллекцию документов по основным направлениям и видам своей деятельности, описанием основных форм собственной творческой активности и достижений читателей своей библиотеки. Наиболее ярко отобразить свои профессиональные достижения библиотекарь может с помощью социальных сервисов, представив их визуально.
     Достоинствами использования 2.0-сервисов при создании виртуального портфолио является то, что:
такое оформление - инновационно, а это уже свидетельствует об уровне ИКТ-компетентности библиотекаря;подача информации -…