К основному контенту

#соразвит14: Тема 1. «Стая птиц» или Коннективистская организация

     Чтобы сформулировать свое отношение к вопросу, необходимо изучить материалы экспертов (вертикальная связь), перейти к изучению материалов участников курса (горизонтальная связь) и далее (самое интересное) последовательно изучить комментарии к их постам.
     Только приняв массив разнонаправленной информации  по теме, переосмыслив и переработав ее, можно сформулировать свое отношение к изучаемому вопросу.

     По порядку. Попробую законспектировать мысли.
 Вводная лекция от Ивана плюс встреча в скайпе дают основное понимание коннективистского курса. Понятно,что с единой  терминологией и, соответственно, единством подходов к изучению коннективизма не определиться, но в целом, учитывая общие тенденции:

Конннективистская организация - социальная сеть, опосредованная сервисами, в которой происходит процесс научения через установление новых связей. 

     Среди особенностей (относительно участников) - высокая мотивация и постоянная включенность в процесс обучения. В коннективистском курсе нельзя просто пройти регистрацию и постоять в сторонке и чему-нибудь научиться, посматривая за остальными. Вся фишка во взаимодействии с остальными участниками с опорой на собственные цели и задачи.      Отсюда и вытекает вопрос, обсуждавшийся в ходе скайп-встречи 3 дня.

Повышение квалификации и профессиональное развитие - равнозначны ли понятия?

     Данный курс важен тем, что дает ПОНИМАНИЕ процессов взаимодействия в Сети, приобретения знаний, происходит некое профессиональное развитие, но не  повышение квалификации в традиционной форме (в том виде, как привыкли это понимать и как это происходит вовсеместно - часто то самое "постоять в сторонке", ну или "пересидеть в окопе")))).
     Уже говорилось о том, что все зависит от целей и мотивации участника, о том, что в подобный курс он уже приходит с навыками критического анализа информации и, собственно,имея сформированную персональную учебную сеть, ориентируясь на получение нового знания, в поисках нового в своем профессиональном развитии. И не факт, что участнику важна в данном случае сертификация успешного прохождения курса (чего от нас требуют традиционные КПК).
     Для меня лично курс по интересующей тематике должен быть изначально сложен и вызывать уточняющие вопросы, об этом и говорил Иван - только курс, который развивает, успешен для участника, а сертификация в виде бумажки - это вторично. 

     Также понравилась мысль о том, что информация в коннективистском курсе в своем массиве каждым участником генерируется через призму его деятельности, его целеполагания в этом курсе, в результате же генерация знания участниками непрерывна и выгружается во вне. 

     Слайдкаст Вл.Кухаренко очень структурированно и тезисно знакомит с CMOOC.
По сути, организовывая CMOOC, преподаватель использует краудсорсинг для привлечения новых идей и генерирования нового знания. Будучи, модератором или фасилитатором, он вносит лишь массив первичной информации, который является "топливом", "сырьем" для выработки новых тезисов, которые в свою очередь формулируют участники курса через призму своей профессиональной деятельности (ведь направления, в которых работают участники - разные, в этом и ценность многообразия знания, которое рождается). 

     Среди особенностей курса - большой массив неструктурированной информации,личные цели участников, свобода выбора образовательной траектории, фасилитатор является и учеником и преподавателем.
     Вл.Кухаренко положительно отвечает на вопрос, может ли коннективистский курс быть практико-ориентированным. Хочу с этим также согласиться - всё зависит от целеполагания участников.Более того, я сама при принятии решения участия в каком-либо курсе основываюсь на том, могу ли я применять полученные знания на практике, либо эти знания помогут в дальнейшем приобрести важные навыки. То есть - курс должен быть сложным, вызывать вопросы, а также нести практическую ценность, даже если он "знаниевый" ("Я узнал- Я понял - Я применил"). Здесь соглашусь в общих чертах с Вл.Наумовым - необходима общая цель курса и непосредственно ожидаемый результат.
     
     Вопрос "Группы-Сети" вызывает некоторые затруднения в осмыслении.Я так понимаю, что сеть, в отличие от группы, система открытая, требующая вмешательств извне и выдающая знание вовне.Но тут надо разбираться с формулировками, что такое Сеть, Группа, всё это достаточно условно и относительно. Скорее я соглашусь с мнением Виты Бричник: овершенно не обязательно противопоставлять сеть группам, человек может быть одновременно участником и сети и группы, группа может быть частью сети, а сеть - формировать группы, если это необходимо для достижения нужных целей." 
Тем более, что даже внутри этой большой стаи  (читать - "коннективистской сети") образуются маленькие группки птах, объединившихся по уровню "погруженности" и "просветленности" в теме. по интересам - кто что из темы может извлечь. 

(понравилась эта формулировка от Ольги Евстифеевой)
Думаю, тут важнее возможность коллоборации и кооперации в процессе обучения, а уж в каком это происходит формате...

     Клей Шёрки в своем выступлении смог объяснить выгодность создания кооперативной инфраструктуры, он говорит о преимуществах самоорганизации членов сообщества, возможность которой порождает Веб 2.0, о важности вклада каждого участника в сообществе. И еще важный момент - чаще всего это сообщества людей, которые ограничены во взаимодействии  в реальности (удаленность участников, разные социальные группы, возрастные и физиологические ограничения), в виртуальном сообществе различия уравновешиваются (участники становятся равноправными). TED -выступление девятилетней давности не только не потеряло актуальность, сейчас эти тезисы подтверждаются на практике.

     В целом, материала достаточно много, тяжело усвоить  и сделать выжимку, учитывая многоголосие "Агоры", но какое-то свое видение и ключевые моменты постаралась представить (почти без копипаста - ура!))). Далее попробую ответить на поставленные в Теме 1 вопросы.



Комментарии

  1. Вот что "пересидеть в окопе" не получится - это точно.
    Первый раз принимаю участие в подобном курсе, сложностей возникает очень много. Начиная неясностями с целью обучения (надо? не надо? если надо, то какая? или у каждого своя?) и заканчивая выбором своего места в этой стае и траектории будущего полёта. Пока, наверное, моё место где-то с краю, в группе "начинашек". А траектория нащупывается медленно и скорее интуитивно, чем осознанно. Посмотрим, что будет дальше.

    ОтветитьУдалить
  2. Аналогичное состояние.Мне не совсем нравится позиция, что "каждый формулирует свое видение, и все это является одновременно верным".Нужен ориентир.
    Думаю, следующие темы - более практико-ориентированные, поэтому будем разбираться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, хотелось бы ближе к практике. :)
      Прочитала несколько дискуссий в блогах - "пух дыбом встаёт". :) По-моему, дискутировать можно бесконечно, а результат этих дискуссий? Каждый остался при своём мнении. И еще: очень много софистики, красивых и умных слов, очень много... Кое-где даже чересчур.

      Удалить
  3. Наталья, я думаю, Вам будет интересен мой ответ (комментарий) в блоге у Вячеслава Кравцова: http://connectivism2014.blogspot.com/2014/07/14_18.html?showComment=1405900292166#c5251091591076563933

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Курс Куратор контента. Неделя 2: Я - куратор содержания

Будучи библиотечным (читать: информационным) работником, могу сказать,что онлайн-курирование в нашей отрасли вырастает из библиографирования и аналитики информационных массивов и ресурсов. Схожие навыки, процессы,и вся та же необходимость получения достоверной, актуальной, понимаемой, а значит, ценной информации, чтобы в дальнейшем предложить ее другим.

Вспомнилась застарелая фраза про библиографа - навигатора в мире информации (так сказать, штурмана в океане интересных книжек))))

Из трех предложенных типов кураторов могу отнести себя к типу увлеченных кураторов (если вообще могу назвать себя куратором - чаще пользуюсь чужими плодами он-лайн курирования). Меня интересуют ссылки по теме электронного обучения, дванольных инструментов, и всё новое и интересное,что я могу применить в своей библиотечной работе.

Как куратор содержания я собираю информацию из множества  источников, собранных различными методами, обличая в различные визуальные формы (это могут быть газеты paper.li. жемчужные де…

"Методы использования виртуальных миров в образовании": обучение в 3Д-реальности

Ну вот, с возвращением в блог, блудная дочь!
Ибо появилось то,о чем хочется говорить писать взахлёб! Ибо луч света в буднях библиотекаря на фрилансе и то, от чего захотелось танцевать жить и работать во благо Отечества!
    Теперь вместо подготовки к экзамену пытаюсь оформить свои мысли.
С 18 ноября по приглашению Марины Ефимовны Вайндорф-Сысоевой в качестве слушателя принимаю участие в курсе "Методы использования виртуальных миров в образовании" (преподаватель М.Н.Морозов). Обучение проходит в 3D- реальности, в виртуальном мире vAcademia

О ресурсе.


vAcademia ‑ это образовательный виртуальный мир. В виртуальном мире учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, преподаватели и студенты присутствуют на занятии в виде трехмерных персонажей ‑ аватаров, а виртуальное занятие похоже на традиционное живое. Уникальные возможности виртуальных миров способствовали быстрому росту их применения в университетах и компаниях по всему миру. По сравнению с другими виртуаль…

"Инфографика как вид современного графического дизайна":слайдкаст в рамках Всероссийского конкурса "Какая мне нужна библиотека"

Слайд-каст подготовлен в рамках Всероссийского конкурса среди читателей на лучший творческий проект "Какая мне нужна библиотека?"