К основному контенту

Курс Куратор контента. Неделя 2: Я - куратор содержания

Будучи библиотечным (читать: информационным) работником, могу сказать,что онлайн-курирование в нашей отрасли вырастает из библиографирования и аналитики информационных массивов и ресурсов. Схожие навыки, процессы,и вся та же необходимость получения достоверной, актуальной, понимаемой, а значит, ценной информации, чтобы в дальнейшем предложить ее другим.

Вспомнилась застарелая фраза про библиографа - навигатора в мире информации (так сказать, штурмана в океане интересных книжек))))

Из трех предложенных типов кураторов могу отнести себя к типу увлеченных кураторов (если вообще могу назвать себя куратором - чаще пользуюсь чужими плодами он-лайн курирования). Меня интересуют ссылки по теме электронного обучения, дванольных инструментов, и всё новое и интересное,что я могу применить в своей библиотечной работе.

Как куратор содержания я собираю информацию из множества  источников, собранных различными методами, обличая в различные визуальные формы (это могут быть газеты paper.li. жемчужные деревца Pearltrees, доски в Pinterest, ростки в so.cl, птичка Twitter - это и формы, и в то же время инструменты для сбора, фильтра информации по теме), выбор инструмента, понятно, зависит от заранее поставленных задач.

И если с инструментарием всё понемногу ясно, то научиться технологиям поиска, отбора и представления информации - сложно. Используя предложенную терминологию - научиться "создавать добавочную стоимость"...А опыт потом приложится)))

Очень важным мне показалось:

Куратор должен добавлять ценность в различных формах:
Подведение итогов. Читатель может оценить целесообразность знакомства с материалами.
Организация материала. Группировка и связывание содержания по аргументам, хронологии и т.д.
Оригинальность. Работа куратора - это не просто компиляция внешнего содержания.
Контекст. Кураторы должны размещать новости в контексте, ссылки на справочные материалы и более раннее содержание

Материалы по теме должны быть сгруппированы и подведены к общему знаменателю, этот знаменатель - и есть его ценность. Если отобрать материалы по теме "Будущее библиотек", то содержание документов может быть противоречивым (Умирает библиотека или есть еще надежды?). И это прекрасно! Самое главное,чтобы источники были ценными с точки зрения своей объективности и аргументированности.

Но мало с помощью каких-то сервисов находить ссылки и делиться с группой единомышленников. Важен контекст, в котором ты делишься материалами.Из небольшого сетевого опыта: две группы - библиотекарей и педагогов, обе находят материал ценным, но каждая группа находит свои смыслы.

Добавление новых свойств...

Работая с нашим библиотечным блогом и собирая информацию для постов и краеведческих викигазет в свое время я интуитивно вывела для себя правило: собираешь текст (источники из фонда библиотеки и Интернета), переработка хотя бы по минимуму и разбавление всего этого визуальными и мультимедийными элементами. Сейчас я вижу - это и есть добавление новых свойств: комментирование, визуализация, реферирование...как минимум. То есть, не являясь профессиональными кураторами, многое из перечисленного мы уже используем, сотрудничая в Сети.

Читая о навыках куратора содержания, я обратила внимание,что если вычесть из них онлайн-составляющую, то и выйдет классический аналитик информационных ресурсов: идентификация ресурсов, поиск, распознавание ценной информации, навыки редактирования, семантические, навыки организации и хранения информационных потоков. Но он-лайн курирование помимо технологии - это совсем другой коммуникативный формат, подразумевающий коллективное взаимодействие. Соответственно, не став открытым для других в Сети, успеха не добьешься. Хочется еще сказать о том, что завоевать доверие единомышленников в качестве куратора (стать "социальным авторитетом") - дело нелегкое, но оно начинается именно с открытости,на мой взгляд.

Качества куратора, которые у меня уже есть...Сложно оценивать, потому как все относительно и условно, да и не совсем объективно может получиться.
Из 10 навыков, которыми должен обладать куратор, приобретены мною в той или иной степени:


1. Создание смыслов: способность определять глубокий смысл и значение объектов изучения; любопытство, чувство удивления, понять что-то и поделится с другими.

2. Вычислительное мышления: способность переводить большие объемы данных в абстрактные понятия и понимать их в ходе рассуждений; это информационная грамотность – анализ и организация данных для понимания.

3. Новая медиа-грамотность: способность критически оценивать и развивать содержание, использовать новые формы медиа;

9. Кросскультурная компетентность: способность работать в различных культурных средах;

10. Виртуальное сотрудничество: способность продуктивно работать в качестве члена виртуальной команды.

А остальные из предложенных навыков - только предстоит, и причем, в рамках одного курса этим не овладеть, опыт и только опыт...

Этика куратора...

Оставлять ссылку на автора/источник, это очевидно.
Другой вопрос возник:
Если вы не добавляете контекста, или мнения и просто публикуете чужое содержание, это воровство.
У библиотекарей в блогах (в т.ч. и у меня, случается гольный перепост,но с указанием первоисточника)...Воруем?

Думалось на основе материалов О куратореЭтика куратора




Комментарии

  1. Я совсем недавно размышляла над вопросом: если где-то используют твой пост, причем копируя от начала до конца (и с картинками, и с видео), но при этом ставят ссылку на источник - это что? Юридически это же не воровство, копирайт стоит. А на деле как-то становится немножечко обидно...

    ОтветитьУдалить
  2. Это тот вариант, когда ты оказалась по другую сторону баррикад. Я видела дискуссию на фб Дело в том, что твои посты уникальные, это все закономерно, хоть и обидно, согласна. И скрайбинг, и краеведение...а какой вариант видится тебе оптимальным при использовании твоего материала?

    ОтветитьУдалить
  3. Я думаю, оптимально опираться на статью 1274 Гражданского кодекса РФ (часть 4), там все ответы на вопросы: "1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
    1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования"
    http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/79_2.html#p546
    Использование части поста как цитаты - почему нет? Я видела, так наши посты цитировались на сайте Белоярской центральной районной библиотеки (Елена Цекова). Понравилось. :)
    По крайней мере, в своей работе (и в реале, и в виртуале) мы опираемся именно на этот документ, т.к. пока ничего лучше не придумано.
    Что касается лично меня, я не вижу смысла в перепостинге, если это не сопровождается собственными комментариями и дополнениями. Блог изначально ориентирован на создание собственного контента, а не на дублирование материалов, которые уже и так есть в Сети.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О роли педагога-библиотекаря в смешанном обучении

В рамках конкурса "Учитель года в смешанном обучении" 1.Урок или антиурок? Мой опыт “смешивания” форматов начался еще в “непедагогический” период, во время работы в общедоступной детской библиотеке. Когда мы начинали это делать, практически на ощупь, не было знания о трендах в образовании, о смешанном обучении и пр., просто хотелось проводить что-то интересное для подростков, отличающееся форматом, подходом и уходом от классно-урочно-партовой системы. Ведь дети идут в библиотеку во внеурочное время.
Еще. Когда ребенок идет на урок, это в некоторой степени императив - “потому что нужно”. И качество подачи материала на уроках бывает разное.Но ученик всё равно пойдет на урок.
Поход ребенка в библиотеку на урок - дело добровольное.И если будет неинтересно, он больше не придет, либо педагог, сотрудничающий с библиотекой - в следующий раз не приведет свой класс.
По сути библиотека должна предлагать нечто альтернативное, иногда противостоящее самому уроку, такой “антиурок”, где всё по-…

Мастерская "Виртуальное портфолио библиотекаря": приглашаем к участию!

Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями-предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся. 
     Виртуальное портфолио библиотекаря, размещенное в Интернете и в комплексе отражающее сертифицированные достижения автора, может также содержать коллекцию документов по основным направлениям и видам своей деятельности, описанием основных форм собственной творческой активности и достижений читателей своей библиотеки. Наиболее ярко отобразить свои профессиональные достижения библиотекарь может с помощью социальных сервисов, представив их визуально.
     Достоинствами использования 2.0-сервисов при создании виртуального портфолио является то, что:
такое оформление - инновационно, а это уже свидетельствует об уровне ИКТ-компетентности библиотекаря;подача информации -…