К основному контенту

Итоги Мастерской "Инфографика как результат представления ученического исследования"
Работа в Мастерской закончена, хочется подвести итоги, поделиться результатами.
О Разминке уже было написано в предыдущем посте, добавлю только, что общими усилиями мы создали коллективную галерею из 120 инфографичных изображений, найденных на просторах Интернета. Работа была направлена на сетевой поиск, создание коллективной галереи с целью ознакомления с видами инфографики, её особенностями. В ходе выполнения задания проверялись навыки грамотного поиска в Сети, умения делиться информацией в Интернете. Затруднения были связаны с технической стороной – новички не сразу поняли, как правильно загружать изображения в викисреде и размещать их в коллективной галерее.

Шаг 1 был направлен на обозначение отличий инфографики, созданной для детей, от инфографики, созданной детьми в результате исследования; на изучение мнений участников по вопросам актуальности применения инфографики при работе с детьми.
Мы пытались понять, как использовать инфографику в работе с детьми, и самое главное, как привлечь детей к созданию инфографики на основе прочитанных книг.
Первый вариант: такие инфографики несут информационную функцию в большей степени, они в лаконичной форме рассказывают, дают информацию для усвоения: например, мы узнаем о потомках Пушкина, о том, кто они, где живут и т.д.

Второй вариант: по понятным причинам инфографики, созданные детьми, могут отличаться от первой группы более простым оформлением. НО! Самое главное. Такие инфографики являются результатом собственного исследования, например:

 Уменьшено: 87% от [ 779 на 752 ] — нажмите для просмотра полного изображения


И такая инфографика не просто сообщает нам о чем-либо. Она подталкивает нас к изучению проблемы, а проще - обратиться к учебным материалам. Более того, сам юный пользователь не создаст подобную инфографику, не обратившись к первоисточнику. Таким образом достигается цель - привлечение подростка к чтению, критическому осмыслению материала.

Нашей задачей в ходе Мастерской было попытаться создать инфографику второго типа, позволяющую привлечь подростка к самостоятельному изучению текста.
Также в рамках Шага 1 участники отвечали на вопросы мини-анкеты на тему "Нужна ли инфографика в работе с детьми?" На вопросы ответили 101 человека, результаты оказались следующими
 Уменьшено: 94% от [ 720 на 960 ] — нажмите для просмотра полного изображения

 Уменьшено: 94% от [ 720 на 960 ] — нажмите для просмотра полного изображения

Особых затруднений этап не вызвал, поскольку носил теоретический характер и предполагал анкетирование.

В Шаге 2 работа была направлена на изучение предложенных инструментов для создания инфографики. Были предложены лишь немногие сервисы, позволяющие легко создать инфографичное изображение - как статичное, так и динамичное. Помимо, специальных сервисов, таких как Infogram, участники встретились с уже знакомыми Dipity и Tagxedo - инструментами для создания облаков тегов и таймлайнов. Эти способы визуализации опытные инфограферы также используют в работе. Участники коллективно пополняли таблицу сервисов для создания инфографики – в результате активной работы была добавлена информация о 23 инструментах - не только ссылки, но и инструкции к сервисам. Несмотря на то, что задание по добавлению сервисов в общую таблицу было необязательным, участники весьма активно включились в коллективную работу. Создан большой ряд ресурсов, обладающий различного рода направленностью: конструкторы резюме, сводных инфографик, различные графические и картографические сервисы.

Отмечу, что некоторые из обучающихся на этом этапе ставили знак равнозначности между понятиями "визуализация информации" и "инфографика". Думаю, что что понятие "визуализации" более широкое, чем "инфографика", и существуют сервисы и их продукты, которые подразумевают визуализацию, но не подразумевают аналитическую составляющую. И даже гугл-карта может быть просто картой с метками, а может быть оформлена таким образом, что подталкивала бы нас к анализу, заставляла бы читать между строк и "иконок".

Участникам было предложено оценить инструменты для создания инфографики по пятибалльной шкале на предмет удобности и актуальности. В графике представлен рейтинг инструментов (сравнение проводилось по количеству максимальных отметок)

 Уменьшено: 71% от [ 960 на 720 ] — нажмите для просмотра полного изображения


В Шаге 3 участники, определившись с инструментом, создавали инфографику. Им было предложено создать либо резюме (собственное или использовать резюме для характеристики героев/явлений/процессов), либо создать инфографику от лица школьника по результатам его исследования). Большая часть участников использовала сервис ResumUp, создавали собственное резюме. Многие создавали несколько инфографик, используя различные инструменты. Примечательно, что участники пользовались не только он-лайн сервисами, но и возможностями Microsoft Office, в частности, PowerPoint - настолько они широки. Вторая часть задания (инфографика от лица школьника) позволила проявить свои творческие способности тем, кто над ней работал, поскольку схемы и графики создавались по мотивам детских литературных произведений. Данное задание проверяет ИКТ-компетенции, требует креативности, развивает критическое мышление, способствует подробному изучению первоисточников. Трудности возникали в технической части - правильное сохранение созданных работ и размещение их на своих страничках, вопросы решались в процессе переписки.

Список участников и их работ.

Рефлексивный этап – практическая часть – участникам предлагалось поделиться своими работами в группе ВикиСибириада на FaceBook – они оставляли ссылки и загружали изображения.
Теоретическая часть подразумевала оставление комментария к посту в Дневнике Конференции с предполагаемым сценарием работы с инфографикой в проектах и повседневной работе.

Участники, в основной своей части - педагоги, писали о том, что приемами инфографики в своей работе пользуются давно, но само понятие "инфографика" стало для них открытием.

Оксана Сорока: Все-таки в инфорграфике для меня важнее всего не та красивая картинка, которая получается, а те процессы, которые происходят при ее подготовке по отбору, анализу, оценке и рассмотрению информации с разных точек зрения.
Светлана Суслина:Это отличная возможность создать ситуацию успеха тем ученикам, которые не сильны в предмете, но обладают отличными навыками работы в сети и с компьютерными программами. Польза двойная: доволен ученик, заработав отметку и показав свои таланты, а учитель получает копилку отличных материалов.
Елена Максименко:Если мы хотим сделать наш учебный или презентационный материал, от которого невозможно будет оторваться, можно использовать язык образов, который позволяет эмоционально окрасить информацию, включив в неё образное и ассоциативное мышление читателя.
Татьяна Смирнова: Инфографика учит анализу, осмыслению, критическому мышлению - чтобы создать ее, необходимо изучить информацию, выделить главное, установить связи, оценить информацию, проникнуть в суть и т.д. Даже если ученик пользуется созданной учителем инфографикой - все равно приходится анализировать, рассуждать, опираться на свои знания, в случае недостаточности знаний - стремиться к поиску новой, дополнительной информации.

Создали посты-рефлексии в своих блогахТатьяна КузубоваЮлия ЯкушевскаяОльга Евстифеева.

Всего успешно закончили обучение 76 человек.
Надеюсь,что эти несложные задания помогут участникам на практике и будут использоваться в их повседневной работе. Нельзя не сказать о том, как всё-таки важно взаимодействие педагогов и библиотекарей - даже лично для себя я вынесла много полезного, я также училась вместе с участниками. А поучиться есть чему!

И подводя окончательные итоги, я благодарю всех за участие в Мастерской, за внимание, которое было уделено заданиям. Отдельная благодарность Елене Николаевне Ястребцевой и Елене Григорьевне Смутневой за помощь и поддержку в проведении Мастерской - одна бы я не справилась!

В качестве бонуса всем участникам хочу предложить прочесть Книгу,которая учит любить книги от автора Франсуазы Буше и издательства Clever - здесь тоже есть инфографика)

P.S. Во время работы использовала мобильные технологии, мобильник здорово выручал в те моменты, когда не могла находиться за компьютером. Теперь почувствовала, что мобильные технологии в e-learninge - не миф, и очень эффективны!

Комментарии

  1. Спасибо,Юрий! впервые работала на такую большую аудиторию - были страхи и переживания...Но,кажется,всё прошло хорошо - Мастерская и мне принесла много полезного,всё-таки библиотекарю у педагога есть чему поучиться!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

О роли педагога-библиотекаря в смешанном обучении

В рамках конкурса "Учитель года в смешанном обучении" 1.Урок или антиурок? Мой опыт “смешивания” форматов начался еще в “непедагогический” период, во время работы в общедоступной детской библиотеке. Когда мы начинали это делать, практически на ощупь, не было знания о трендах в образовании, о смешанном обучении и пр., просто хотелось проводить что-то интересное для подростков, отличающееся форматом, подходом и уходом от классно-урочно-партовой системы. Ведь дети идут в библиотеку во внеурочное время.
Еще. Когда ребенок идет на урок, это в некоторой степени императив - “потому что нужно”. И качество подачи материала на уроках бывает разное.Но ученик всё равно пойдет на урок.
Поход ребенка в библиотеку на урок - дело добровольное.И если будет неинтересно, он больше не придет, либо педагог, сотрудничающий с библиотекой - в следующий раз не приведет свой класс.
По сути библиотека должна предлагать нечто альтернативное, иногда противостоящее самому уроку, такой “антиурок”, где всё по-…

Мастерская "Виртуальное портфолио библиотекаря": приглашаем к участию!

Библиотекарь школы сегодня разделяет с учителями-предметниками бремя повышения качества обучения школьников и их подготовленности к новым требованиям рынка труда, в связи с чем от его портфолио ждут демонстрации соответствия уровня систематически приобретаемых навыков и квалификации меняющимся потребностям учащихся. 
     Виртуальное портфолио библиотекаря, размещенное в Интернете и в комплексе отражающее сертифицированные достижения автора, может также содержать коллекцию документов по основным направлениям и видам своей деятельности, описанием основных форм собственной творческой активности и достижений читателей своей библиотеки. Наиболее ярко отобразить свои профессиональные достижения библиотекарь может с помощью социальных сервисов, представив их визуально.
     Достоинствами использования 2.0-сервисов при создании виртуального портфолио является то, что:
такое оформление - инновационно, а это уже свидетельствует об уровне ИКТ-компетентности библиотекаря;подача информации -…

"Инфографика как вид современного графического дизайна":слайдкаст в рамках Всероссийского конкурса "Какая мне нужна библиотека"

Слайд-каст подготовлен в рамках Всероссийского конкурса среди читателей на лучший творческий проект "Какая мне нужна библиотека?"